Фото: РПСМ |
Следует различать четыре разновидности домогательств:
Визуальные – это могут быть жесты или же вывешенные неприемлемые плакаты эротического характера.
Физические – приставания, попытки зажать человека в углу, нежелательные прикосновения.
Угрозы – самая тяжёлая разновидность. К ней относятся уже не намёки, но прямые требования сексуального характера. Причём в случае отказа человеку угрожают увольнением или дисциплинарным взысканием.
Если член экипажа подвергся любому из типов харассмента, правило №1: не молчать об этом. Нужно перебороть стыд и обратиться к капитану или старшему механику и рассказать о произошедшем, или хотя бы позвонить на горячую линию поддержки, например, SeafarerHelp, где выслушают и дадут совет. Моряк также может связаться с представителем работодателя или круинга – чем быстрее, тем лучше.
Дальнейшие действия старших по званию или менеджеров судовладельца очень важны. Как показал опрос, проведённый компанией Opinium Research среди 2,5 млн британок, 58% из тех, кто подвергся насилию на рабочем месте, не рассказывали об этом, поскольку не были уверены, какая реакция работодателя за этим последует. Именно поэтому капитан или представитель судовладельца должен гарантировать безопасность пострадавшего и со всей серьёзностью отнестись к его проблеме. Так они не только помогают одному человеку, но создают рабочую этику, способную предотвратить повторение ситуации в будущем.
– Если на судне произошёл случай насилия, то компания в соответствии с требованиями Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) должна провести расследование: собрать рапорты от участников, свидетелей инцидента, использовать запись в судовом журнале о произошедшем, которую обязан сделать капитан… В общем – процедура схожа с расследованием несчастного случая, – рассказывает инспектор ITF в Новороссийске Ольга Ананьина.
С жалобами на сексуальные домогательства к инспектору ITF не обращались, но порой приходилось сталкиваться с проявлениями обыкновенной жестокости.
– Когда 25 мужчин заперты друг с другом на железной коробке несколько месяцев кряду, нервы порой не выдерживают: может дойти и до рукоприкладства, – говорит Ольга Ананьина. – В любом случае неважно, каков характер насилия – пострадавший должен обратиться в компанию. Только так можно будет добиться справедливости. Когда установят виновного, ему будет объявлено дисциплинарное нарушение. А что в таком случае предписывает колдоговор? Списание. И даже если его нет на судне, то в индивидуальном контракте моряка – пусть он хоть на одну страничку – обязательно будет указана ответственность за дисциплинарное нарушение.
Помимо того, что компания обязана расследовать инцидент, менеджер, получивший жалобу моряка, должен проинформировать вышестоящее руководство. Если в компании не выработана политика по вопросу харрасмента, вероятно, следует задуматься над её созданием (например, ввести правило «никаких отношений на рабочем месте»). После списания пострадавший может обратиться к адвокату, если считает это необходимым. Кроме того, часто жертве насилия требуется консультация психолога, чтобы пережить травмирующий опыт, и нет ничего постыдного в том, чтобы обратиться за помощью.