Фото: РПСМ |
– Эта гуманитарная проблема отравляет жизнь всем, кто с ней связан, и оказывает крайне негативное воздействие не только на моряков, но и на их семьи. Мы должны покончить с этим, – заявил Китак Лим.
Самым главным шагом в искоренении проблемы стало принятие поправок к Сводной конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС), закрепляющих финансовую ответственность судовладельца по репатриации моряков. Создана база данных, в которой регистрируются случаи оставления экипажей и вся относящаяся к ним информация. Это «чёрная метка» для всех недобросовестных судовладельцев.
Со своей стороны семь крупнейших круингов – V.Group, Anglo-Eastern Univan, Wallem Group, Bernhard Schulte Shipmanagement, Columbia & Marlow, Fleet Management и Thome Group – в ходе Лондонской международной недели судоходства обязались не вести бизнес с компаниями, которые бросали свои суда в трудных ситуациях. Эти семь менеджментов трудоустраивают в общей сложности более 120 000 моряков по всему миру.
– Когда кризис в судоходстве достиг своего пика, многие работодатели посчитали нецелесообразным тратить средства на моряков и просто оставили их, – говорит генеральный директор Anglo-Eastern Univan Бьорн Хойгаард. – Это настоящий позор для отрасли. Тридцать семь экипажей по всему миру без еды и воды вынуждены месяцами ждать, пока юристы и кредиторы пытаются разрешить финансовые вопросы.
Бьорн Хойгаард подчеркнул, что проблема частично связана с международными властями: «Многие флаги и юрисдикции государств порта в угоду обеспечения требований перевозчика не ускоряют процесс банкротства. Если бы система работала на то, чтобы как можно быстрее ликвидировать этот актив, экипажи смогли бы получить деньги и репатриироваться».
Моряки оказываются заложниками чужих бизнес-интересов. Именно поэтому они нуждаются в особой защите. Государства флага могли бы способствовать этому, но должного внимания вопросу они пока не уделяют. Это отмечают и в Российском профсоюзе моряков: да, требования иметь на борту судов свидетельства, подтверждающие гарантии судовладельца по репатриации и выплате компенсаций морякам, пострадавшим от несчастных случаев, вступили в силу. Однако конкретная сумма этих гарантий международными нормами не обозначена. Вот и получается, что свидетельства есть, а репатриации нет. Сумма финансовых гарантий по репатриации и механизм практического применения должны быть установлены в каждой стране законодательно.