среда, 18 ноября 2020 г.

Угроза пиратского нападения – дополнительный источник стресса для моряков

Фото: РПСМ

Международное морское бюро (IMB) сообщает о росте пиратства и вооруженных грабежах на море за первые девять месяцев 2020 года: количество похищений людей в Гвинейском заливе выросло на 40%, по сравнению с тем же периодом 2019 года. Отличительной особенностью этого периода стало то, что пираты, вооруженные ножами и ружьями, стали похищать многочисленные группы моряков и действовать на более удаленном расстоянии от побережья Западной Африки, передает РПСМ.

По данным последнего доклада IMB, с начала 2020 года зарегистрировано 132 нападения на торговые суда, а за тот же период прошлого года – всего 119. Из 85 моряков, удерживаемых пиратами с целью получения выкупа, 80 человек попали в плен в результате 14 нападений, совершенных у берегов Нигерии, Бенина, Габона, Экваториальной Гвинеи и Ганы. Кроме того, за девять месяцев этого года моряки сообщили о 134 случаях применения насилия и угроз в их адрес. Другие цифры показывают, что в общей сложности пираты смогли подняться на борт 114 судов, обстрелять – шесть, приблизиться – к 12.

– Экипажи и так испытывают чрезмерное давление и нагрузки из-за пандемии коронавируса и ограничений по всему миру на передвижения, а угроза пиратского нападения или вооруженного ограбления – дополнительный источник стресса для них, – сказал Майкл Хоулетт, директор IMB.

Гвинейский залив – горячая точка

Так, из 85 моряков 80 были захвачены в Гвинейском заливе. Нападения произошли у берегов Нигерии, Бенина, Габона, Экваториальной Гвинеи и Ганы. Данные указывают на то, что эта территория является самой опасной в мире для судоходства. Получается, что приблизительно 95% похищений людей в море зарегистрировано в водах Гвинейского залива. К тому же действия пиратов говорят о том, что банды здесь хорошо организованы и нацелены на все типы судов в широком диапазоне.

Это подтверждает один из инцидентов. 17 июля 2020 года восемь человек с пулеметами поднялись на борт танкера-продуктовоза, который шел примерно в 196 морских милях к юго-западу от Байелсы, Нигерия. Они украли судовые документы и ценные вещи и покинули судно, взяв в заложники 13 из 19 членов экипажа. Танкер остался в дрейфе с ограниченным и недостаточно квалифицированным для управления составом на борту. Позже находившееся поблизости торговое судно помогло танкеру дойти в безопасный порт. Эта атака считается самой дальней от берега, а также инцидентом с самым большим количеством людей, взятых в плен.

Другой пример – 8 сентября 2020 года вооруженные пираты напали на грузовое судно-рефрижератор, курсировавшее примерно в 33 морских милях между югом и юго-западом от Лагоса, Нигерия. С него бандитам удалось похитить двух моряков, другие члены экипажа успели укрыться в цитадели. На помощь были отправлены представители ВМС Нигерии, которые поднялись на борт, провели обыск, а затем сопроводили судно на безопасную якорную стоянку для расследования.

Атаки в Сингапурском проливе

Если в Гвинейском заливе преступники угрожают огнестрельным оружием, то в Сингапурском проливе – холодным. Здесь центр отчетности о пиратстве зафиксировал 15 нападений на суда. Хотя большинство из них считаются преступлениями низкого уровня, двум членам экипажа угрожали, один был ранен, а другой – взят в заложники, что указывает на существующий риск. Отмечается, что у пиратов при себе имелись ножи в 10 случаях из 15.

Индонезия стала безопаснее

Количество инцидентов на индонезийском архипелаге резко сократилось за третий квартал текущего года: зарегистрировано четыре инцидента. Для сравнения, во втором квартале их было 14. В основном действия преступников являются случайными кражами низкого уровня. О большинстве инцидентов сообщается с судов на якорных стоянках.

Цель – груз

Все типы судов в Карибском бассейне, Центральной и Южной Америке, включая воды Бразилии, Колумбии, Эквадора, Гаити, Мексики и Перу атакуются пиратами во время постановки на якорь, на ходу и во время речных переходов под лоцманской проводкой. Например, 26 сентября 2020 года, следуя по реке Гуаякиле, вооруженные преступники захватили контейнеровоз. Нападавшие обстреляли из оружия жилые помещения и мостик, а прежде, чем уйти, похитили груз.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почти весь экипаж похищен пиратами в Гвинейском заливе

Сомалийское пиратство под контролем

С 2018 года не сообщалось о случаях пиратства близ Сомали, а в августе 2020 года пираты освободили последних трех из 3 639 человек, захваченных в плен в течение последних пяти лет. Тем не менее эксперты предостерегают: расслабляться нельзя, ведь сомалийские пираты все еще способны и дальше совершать нападения.

Обмен данным имеет значение

Существует мнение, что имеющиеся в распоряжении различных организаций цифры не отражают реальную картину пиратства и вооруженного разбоя на море, поскольку не всегда с судна поступает информация о подозрительной активности в тех случаях, когда она ни к чему не привела. В связи с этим IMB настоятельно призывает всех капитанов и операторов судов своевременно информировать круглосуточный Центр сообщений о пиратстве IMB о любых действиях, направленных на суда или экипаж.

Директор Международного морского бюро Майкл Хоулетт сказал, что IMB верит в силу обмена информацией: «Понимание истинного риска – важный шаг на пути к повышению безопасности моряков. Мы ведь не только передаем отчеты в соответствующие органы реагирования и информацию об инцидентах судам через Глобальную морскую систему связи при бедствии, но и используем полученные статистические данные, чтобы повысить осведомленность об этих преступлениях, чтобы дать толчок для изменений».

Колдоговор гарантирует право выбора

Работать или нет в пиратоопасных зонах – каждый решает сам. Если на судне есть коллективный договор, заключенный между профсоюзом – членской организацией Международной федерации транспортников (МФТ) – и работодателем, то член экипажа вправе отказаться от рейса, пролегающего через официально признанную зону высокого пиратского риска. Каждый моряк, который все же согласится на работу в этих водах, согласно условиям соглашения, получит бонус или компенсацию в случае смерти или потери трудоспособности.