Фото: Pieter van Marion |
«Мы приносим извинения за отмену рейсов в последние дни, которая стала следствием нехватки топлива Jet A1», – пишет крупная нигерийская авиакомпания Dana Air в официальном заявлении на своём сайте.
Около 75 судов, на борту которых находится 2,5 млн. тонн топлива, ждут разгрузки у берегов Нигерии. Страна спешно ищет доллары, которыми сможет расплатиться с поставщиками, но пока безуспешно. Денег нет ни у одной авиакомпании – Сэм Адурогбое, официальный представитель Управления гражданской авиации Нигерии, подтвердил прессе, что из-за кризиса пострадали абсолютно все национальные авиалинии.
«Самолёты не летают без топлива, поэтому да, конечно, рейсы отменяются и задерживаются, – констатирует он. – Некоторые компании просто сразу сократили вдвое количество рейсов, чтобы не отменять их в последний момент».
Ирония ситуации заключается в том, что от нехватки авиа топлива – нефтепродукта – страдает страна, которая занимает восьмое место в мире по нефтедобыче. Причина понятна: Нигерия продаёт нефть-сырец и не занимается производством нефтепродуктов. Экспорт сырой нефти обеспечивает 70% общего дохода страны.
В стране существует всего четыре завода по переработке нефти, но даже работая в полную мощность, они смогут удовлетворить всего четверть топливных запросов Нигерии. От нехватки топлива страдает не только авиация, но и наземный транспорт: обычные автомобилисты часы напролёт простаивают в очередях у заправок.
Как только долларовый поток из-за рубежа прервался, правительству сразу пришлось зафиксировать курс валют, чтобы не допустить жесточайшей инфляции. На прошлой неделе нигерийский министр по вопросам нефти Эммануэль Ибе Качикву сообщил о новом решении властей – позволить импортёрам авиа топлива брать доллары не только у центрального банка, но и из других источников. Для правительства это выглядит как немыслимая потеря контроля над валютными операциями.
Самое очевидное решение проблемы – попытаться поднять цены на нефть, что и собираются сделать власти. Надо сказать, предыдущая инициатива правительства как раз поспособствовала развитию дефицита топлива: власти отменили топливные субсидии, что сразу же вызвало взрыв негодования со стороны профсоюзов. В стране намечались повсеместные забастовки, но нигерийский суд мгновенно запретил профсоюзам любую подобную деятельность.
Ещё один парадокс ситуации заключается в том, что цены на нефть на мировом рынке в последнее время медленно ползут вверх. Например, 16 мая они достигли самой высокой отметки за последние семь месяцев: марка Brent продавалась по $49,20 за баррель. Но этот скачок как раз является следствием перебоев в добыче нефти в Нигерии и Ливии. Некоторые нефтяные компании приостановили работу в Гвинейском заливе после серии терактов.