Фото: РПСМ |
С жалобой на невыплаты обратились только четыре члена экипажа, все они члены РПСМ. На судно неоднократно накладывался запрет на выход в рейс в связи с задолженностью по зарплате, и было принято решение, что судно не покинет порт до тех пор, пока с моряками не произведут полный расчет на сумму 448 тыс. руб. и не будет обеспечена репатриация до родного порта Владивосток.
Как рассказал инспектор Международной федерации транспортников (ITF) во Владивостоке Пётр Осичанский, члены экипажа уже жаловались на задержку выплаты зарплаты работодателем. В апреле они получили выплаты, заявив капитану порта, что с ними рассчитались полностью. Однако, как теперь выяснилось, расчёт всё же был неполным. Спустя месяц обман раскрылся. Четыре моряка, получив часть денег ранее, остались на судне, сейчас трое из них списываются. «Я снова их проинструктировал получить полный расчет и билеты. Ну и пристыдил, конечно, за такое малодушие. Остальные моряки, насколько я понимаю, не обращались с жалобами. Они, вероятно, местные и боятся выступать. Членами профсоюза они не являются. Вообще, страх потерять работу у всех у них зашкаливает. Недавно моряки с “Самарги” жаловались в Лондон, мол, помогите нам, но не говорите об этом судовладельцу. А как помочь, не связываясь с судовладельцем? И объясняли это тем, что их могут уволить за обращение в МФТ и РПСМ», — рассказывает инспектор ITF.
Капитания порта не только поставила судну замечания за задержку выплаты зарплаты под кодами 30 (задержание) и 17 (необходимость устранить нарушение до выхода в рейс), но и выставила требование судовладельцу, компании MD Shipping Co, привести индивидуальные контракты в соответствие с международными нормами, дав им на это два месяца. Судовладелец, по словам Петра Осичанского, «совсем оборзел»: вычитает с каждого моряка 2% якобы профсоюзных взносов, но деньги никуда, ни в какой профсоюз не переводит.
Помимо этого, было выявлено два несоответствия Конвенции о труде в морском судоходстве (МLС-2006), а именно: в индивидуальных трудовых договорах имеются положения, нарушающие права моряков, и обнаружено, что третий механик работает без трудового договора с 17 апреля 2016 года (причем в договоре нет каких либо оговорок о пролонгации). В договоре имелось положение об удержании с первой зарплаты $300 в счет последующей репатриации. Судовладельцем ведётся практика удержания сумм, затраченных на оформление национальных подтверждений дипломов флага судна, и, наконец, имеется договор о материальной ответственности членов экипажа, в котором прописано, что судовладелец имеется право удержать любую сумму в досудебном порядке.
Судовладелец 18 мая приехал на судно, чтобы выплатить членам экипажа причитающиеся на конец апреля суммы. Однако списывающихся членов экипажа он отказался рассчитывать по дату списания (то есть по 16 мая 2016 года включительно), аргументируя это отсутствием достаточного количества средств и обещал выплатить им зарплату в конце мая. Однако это не устроило ни работников, ни капитанию порта. Было принято решение пригласить сотрудника правоохранительных органов для контроля ситуации в процессе выплаты. В итоге 19 мая совместными силами было достигнуто решение поставленных задач, сняты замечания, а судну разрешено следовать по назначению.