Фото: Работник Моря |
Резиновая лодка с мигрантами из Ливии вышла в море вечером 17 января. Спустя десять или одиннадцать часов лодка стала сдуваться и тонуть, люди оказались в воде. Происходящее заметил экипаж вертолета итальянских ВМС. Мигрантам сбросили спасательные круги; трое потерпевших (два гражданина Судана и один житель Гамбии), прежде чем их удалось спасти, провели в воде несколько часов. По словам спасенных, всего в лодке было 120 человек, в том числе десять женщин, включая одну беременную, а также двое детей, одному из которых было всего два месяца. Таким образом, число погибших может составлять 117 человек. В то же время, итальянские военные сообщили, что на борту тонувшей лодки с воздуха было видно не больше двух десятков мигрантов. Вместе с тем, немецкая организация Sea-Watch сообщила, что 19 января в Средиземном море экипаж судна Sea-Watch 3 спас из воды 47 человек.
Танкер «Cordula Jacob», накануне покинувший терминал в ливийском порту, 18 января находился на пути в Сингапур через Суэцкий канал. Около 13.00 по местному времени итальянская Береговая охрана отдала капитану приказ следовать к месту трагедии, чтобы оказать помощь людям. Как заявили в Береговой охране, танкер находился примерно в двух часах пути от места крушения резиновой лодки и мог добраться до места раньше, чем эсминец ВМС Италии, действия которого координировались с воздуха военным вертолетом. Капитан, гражданин Хорватии, якобы не хотел подчиняться приказу Береговой охраны и направил судно к месту трагедии только после того, как ему недвусмысленно дали понять, какие последствия повлечет за собой его отказ. На основании этих фактов 9 февраля 2019 года римская прокуратура выдвинула капитану танкера подозрение в преднамеренной попытке избежать участия в спасательной операции.
В прессе практически сразу развернулась оживленная дискуссия. Сторонники капитана настаивают на том, что он несет ответственность за безопасность своего судна, груза и экипажа. Загруженный легковоспламеняющимися нефтепродуктами танкер «Cordula Jacob»представляет собой объект, на который распространяются повышенные требования к безопасности. Принимать на борт неизвестное количество мигрантов, большая часть которых – молодые люди, весьма вероятно, склонные к насилию, особенно учитывая, что капитану ничего не известно об их прошлом и о состоянии их здоровья, в том числе психического, было бы слишком опасно. Любая катастрофа с танкером повлекла бы за собой серьезные последствия не только для жизни моряков, но и для экологии всего региона. Кроме того, приняв на борт неизвестное количество мигрантов, танкер вынужден был бы прервать рейс, ожидая решения вопроса с высадкой непрошеных пассажиров. А решаются такие проблемы на политическом уровне, и на это может уйти не одна неделя. Каждый день задержки рейса ввергает судовладельца в огромные расходы, срывает обязательства и влечет за собой серьезные проблемы с грузоотправителями и грузополучателями.
Истории о том, как жестока судьба к «обездоленным мигрантам», вынужденным идти на отчаянные меры, чтобы морем выбраться в более развитые и стабильные страны, вызывают в обществе все меньше сочувствия. Президент Италии Серхио Маттарелла в официальном сообщении отметил: «Мы глубоко скорбим в связи с трагедией, которая произошла в Средиземном море и унесла жизни более ста человек». В то же время министр внутренних дел Италии Маттео Сальвини заявил, что спасенных немецкой организацией мигрантов Италия не примет. Спасенных военными троих потерпевших доставили в больницу острова Лампедуза. Издание Deutshe Welle со ссылкой на представителя Международной организации по вопросам миграции Флавио Ди Джакомо цитирует слова тех, кому удалось уцелеть: «Лучше умереть, чем вернуться в Ливию».
Это косвенным образом подтверждает точку зрения тех, кто говорит: мигранты в данной ситуации сами виновны в трагедии. Без сомнения, резиновая лодка с десятками людей на борту – уже само по себе чрезвычайное происшествие. Но отправляясь в открытое море нелегально, часто с перегрузом, без спасательных жилетов, эти люди практически намеренно создают опасную не только для них ситуацию. Схема известна: лодка достигает нейтральных вод, после чего посылает сигнал бедствия, а дальше мигранты просто ждут, пока ими займутся военные, Береговая охрана, общественные организации – кто угодно, кто не бросит людей в море в беде. Изначально такие лодки не планируют пересекать Средиземное море, чтобы достичь европейского побережья. Главное для них – дойти до нейтральных вод, сообщить о «бедствии» и дождаться «спасения». При этом сами мигранты прекрасно осознают все риски подобных сценариев. Некоторые специалисты в области морского права комментируют: когда подобные инциденты не касаются мигрантов, спасенных тщательно допрашивают и проводят детальное расследование. Это помогает установить, нет ли в происшедшем признаков мошенничества, и не подвергли ли люди с затонувшего судна намеренно опасности других людей, поспешивших им на помощь.
Аналогичные инциденты с нелегальными мигрантами происходят очень часто. Так, 30 декабря 2018 года в Средиземном море ВМС Мальты спасли 69 мигрантов, деревянная лодка которых якобы терпела бедствие недалеко от побережья одного из средиземноморских островов. На следующий день, 31 декабря, мальтийские военные на патрульном катере в течение суток провели две спасательных операции, подобрав из воды в 62-х морских милях от побережья Мальты сначала 28 человек, а потом еще 152 человека.
Танкер «Cordula Jacob», DWT=75.618, построен в 2012 году, ходит под флагом Либерии.
Читайте также: Российский моряк рассказал о похищении и жизни в пиратском лагере