Фото: Yonhap |
Паром Sewol лежит на глубине 44 м в двух морских милях от острова Чиндо, Южная Корея. Специалисты китайской компании Shanghai Salvage уже завели под корпус парома 33 балки, на которых судно поднимут наверх при помощи 66 гидравлических домкратов. Подъем планируют осуществить во время прилива, при условии, что этим планам не помешает погода. Паром весит более 10.000 тонн, и в свое время правительство Южной Кореи заявило, что на операцию по его подъему понадобится не менее $100 млн. Рассматривалось пять вариантов подъема, и в итоге предпочтение было отдано способу, предложенному Shanghai Salvage. Крупнейшая китайская компания, которая специализируется на глубоководных работах, выиграла тендер и подписала с правительством Южной Кореи контракт стоимостью $73 млн. Паром предстоит поднять таким образом, чтобы не нарушить целостность его корпуса и не допустить утечки топлива.
Паром Sewol, DWT=6.825, был построен в 1994 году, ходил под флагом Республики Корея. В апреле 2014 года судно совершало рейс из порта Инчхон на остров Чеджу. На борту было 475 пассажиров и членов экипажа, в том числе 324 школьника в возрасте 12-15 лет, которые с 14-ю учителями направлялись на экскурсию. В ходе поисковых работ было обнаружено 295 тел погибших, еще 9 тел, возможно, до сих пор находятся внутри парома. Кроме того, один военнослужащий ВМС Южной Кореи и два гражданских водолаза погибли во время поисков.
Сигнал SOS был получен с судна в 9 часов утра по местному времени, и к месту происшествия сразу были направлены суда корейской береговой охраны, военно-морских сил и вертолеты. Тем не менее, число жертв оказалось невероятно большим. Позже следствие установило, что судно сделало слишком резкий поворот, что привело к сильному крену и подвижкам груза (на борту находилось 150 автомобилей). В итоге паром завалился на один борт, перевернулся и затонул. Ситуацию значительно усугубила плохая погода. Изначально следствие считало, что причиной резкого маневра был человеческий фактор. Позже появилась версия о технической неисправности оборудования, основанная на данных системы автоматической фиксации курса. Имеет значение также и то, что импортированное из Японии 20-летнее судно было перепроектировано с целью повышения пассажировместимости и увеличения грузовых отсеков, что отрицательно сказалось на его характеристиках. Так, предыдущий капитан неоднократно заявлял о проблемах с отстойчивостью и неполадках в рулевых системах. В последний рейс паром вышел перегруженным втрое; многие грузовые автомобили попали на борт без документов, что было сделано для того, чтобы сэкономить на налогах. Подъем парома даст возможность установить точные причины трагедии.
Расследование крушения парома было резонансным. Выжившие пассажиры утверждали, что капитан не только не отдал команду об эвакуации, но и сделал по судовому радио объявление с просьбой оставаться в каютах, в то время как сам вместе с 14 членами экипажа покинул судно в числе первых. В ходе расследования также удалось установить, что в момент аварии судном управляла 25-летняя штурман, которая пришла на флот за год до трагедии, а на этой паромной линии работала всего 5 месяцев.
Капитан парома, 68-летний Ли Чон Сок, и 14 членов экипажа, ответственных за навигацию и безопасность судна, предстали перед судом корейского города Кванджу 11 ноября 2014 года. Суд приговорил капитана к 36 годам заключения, а остальным обвиняемым вынес приговор о заключении на срок от 5 до 30 лет. Прокуратура настаивала на смертной казни, но суд снял с капитана обвинение в убийстве. Спустя два дня после вынесения приговора Ли Чон Сок подал апелляцию, требуя пересмотреть обвинительный приговор: капитан просил сократить срок наказания, учитывая его преклонный возраст. 28 апреля 2015 года приговор суда города Кванджу был отменен, и апелляционный суд Южной Кореи вынес новый приговор, согласно которому капитан получил пожизненный срок как виновный в массовом убийстве. Всего по делу о крушении парома обвинялось 399 человек, 154 из которых были арестованы, включая капитана судна береговой охраны. Это судно прибыло на место аварии первым, но его капитан не предпринял всех мер, необходимых для спасения пассажиров парома.
Стоит отметить, что три члена экипажа парома получили посмертно звание героя Республики Корея. 22-летняя Пак Чи Ен спасла жизни полусотни человек, помогая им выбраться на палубу парома, а в критический момент отдала свой спасательный жилет одному из школьников. 28-летняя Чон Хен Сон и ее 28-летний жених спустились на нижнюю палубу в тот момент, когда судно накренилось, чтобы помочь находившимся там школьникам. Обратно молодым людям подняться уже не удалось.
Косвенным образом трагедия парома Sewol повлияла на решение об импичменте президента Южной Кореи Пак Кын Хе. Выяснилось, что в то время, когда паром уходил под воду, президент страны пригласила в свои апартаменты личного парикмахера, чтобы тот сделал ей прическу. 9 декабря 2016 года Парламент Южной Кореи 234 голосами против 56 проголосовал за импичмент президента, причем в своем решении парламентарии написали, что считают крушение парома Sewol отягчающим обстоятельством. Пак Кын Хе, согласно Конституции, должна обеспечивать защиту жизни своих сограждан, поэтому в гибели 304 человек, по мнению депутатов, есть и ее вина.