Фото: Shipspotting |
Эту историю рассказывает начальник Международного отдела Федерации морских профессиональных союзов Украины (ФМПСУ) Александр Ивахно:
«В октябре 2015 года мы получили по электронной почте обращение от пятерых моряков «брошенных» судовладельцем, — рассказывает Александр. — Это были члены экипажа рыболовного траулера Poseydon 1».
Судно с оставшимися на борту пятью членами экипажа находилось на рейде намибийского порта Уолфиш-Бей. На траулере были проблемы со снабжением, зарплата не выплачивалась с августа. Улов оказался небольшим, и заработок судна был ниже ожидаемого. Тем не менее, по условиям контрактов морякам полагались твердые базовые ставки, не зависящие от количества переработанной рыбы. Как раз эти деньги и остались невыплаченными.
Чуть позже с такими же заявлениями обратились трое бывших членов этого экипажа, которые уже списались с борта траулера. Как выяснилось, контракты о найме подписывались от имени либерийской компании, хотя весь менеджмент траулера под флагом государства Сент-Китс и Невис осуществлялся из Украины. Украинский менеджмент предпочел занять позицию «я не я, и хата не моя». Дескать, мы тут не причем, мы сами наемные работники, а вы ищите судовладельца в Либерии. После чего на телефонные звонки и письма капитана перестали отвечать вовсе.
Так что же делать в такой ситуации? Может, лучше все бросить и уехать домой?
Если жизни и здоровью экипажа ничего не угрожает, торопиться покидать судно ни в коем случае не надо. Только опытный юрист-международник в такой ситуации может дать правильные рекомендации, как лучше поступить. Каждое дело уникально: где-то нужно сидеть на борту до победного конца, а где-то более целесообразно подключить местных адвокатов, после чего можно спокойно ехать домой.
«Но главное — сначала проконсультироваться со специалистом, тем более, что в первой консультации мы никому не отказываем, даже если моряк не член профсоюза», — поясняют в Специальном отделе ФМПСУ.
Знакомые советуют «бить в колокола», обращаться сразу во все инстанции, куда только можно. Как лучше поступить?
Писать письма с пометкой «SOS» всем подряд не стоит. Это только вредит делу, уверены в ФМПСУ.
Во-первых, каждая организация выполняет свои определенные функции, и это надо понимать, когда пишешь обращение. Так например, консул не может заниматься «выбиванием» задолженности по зарплате, а морская администрация государства флага вряд ли поможет, если вас в порту другой страны задержала полиция.
Во-вторых, когда письмо адресовано сразу в пять-десять инстанций, у большинства уполномоченных лиц тут же возникает желание не торопиться браться за дело. А вдруг кто-то сделает это раньше? Есть риск, что чиновники будут «отфутболивать» дело друг другу.
И самое главное: вести дело должен кто-то один. Нужно выбрать специалиста и довериться ему. «Как говорится, «при двух кормчих корабль тонет», — подводит итог Александр Ивахно.
А как разрешилась ситуация с Poseydon 1?
В случае с Poseydon 1 сотрудникам ФМПСУ удалось выйти на представителей работодателя в Украине и убедить его выплатить зарплату морякам на борту судна за период август-октябрь. Но увы, на этом эпопея не закончилась. По известным только ему причинам, судовладелец затянул замену и списание. Сроки контрактов подошли к концу, а замены все не было. Моряки месяц за месяцем оставались на борту, поддерживая траулер в исправном состоянии и ожидая репатриации.
Соответственно, задолженность по зарплате опять росла, а владельцы ничего не предпринимали. Как позже выяснилось, накопились ещё и значительные долги перед местной агентирующей компанией. Два члена экипажа не выдержали и улетели домой в середине января 2016 года. К этому моменту компания-агент подала иск в Высший суд Намибии, и в конечном счете траулер был арестован.
Все это время ФМПСУ искала выход из сложившейся ситуации, то есть пыталась помочь морякам получить деньги и добиться репатриации. К этому времени сроки контрактов у всех моряков уже истекли. ФМПСУ привлекла к решению проблемы морские власти государства флага и капитана порта, обращалась к шерифу порта, на котором лежала ответственность за судно после его ареста.
Сотрудники ФМПСУ постоянно находились в контакте с членами экипажа на траулере, поддерживая их морально, информируя о ходе дела и рекомендуя как дальше действовать. Ситуация начала проясняться, когда на горизонте появилась новая компания-покупатель.
«Мы прекрасно понимали, что происходит, — отмечает Александр Ивахно. — Мы просчитали ситуацию и определились, как будем действовать, чтобы моряков не «кинули», и они получили все сполна».
Переговоры с представителями продавца и покупателя шли постоянно. Был составлен соответствующий договор между покупателем и моряками о свободе судна от долгов и отсутствии претензий. Моряки соглашались на репатриацию только после подтверждения перечисления денег на банковские счета дома, а представитель покупателя настаивал на более раннем их отъезде. Все вопросы удалось урегулировать.
Следует отметить, что работодатель пытался взвалить расходы по репатриации на плечи моряков, но это требование было отвергнуто. Экипаж вернулся домой 5 мая, получив положенные выплаты за весь срок пребывания на борту. Трое моряков, которые находились на берегу и обратились в ФМПСУ за помощью, тоже получили всё, что им полагалось.
«Вот так закончилась почти восьмимесячная история, которая требовала фактически ежедневного, включая выходные дни, участия сотрудников специального отдела ФМПСУ, — завершает рассказ Александр Ивахно. — Мы рады, что всё разрешилось благополучно и готовы способствовать такому же разрешению подобных ситуаций в будущем».
г. Одесса, ул. Приморская 6, здание Одесского морвокзала, 7 этаж, левое крыло.
(рабочее время по будням с 10:30 до 16:30, выходные сб, вс.)
Тел./ факс: (048) 737 65 33 или 737 65 44
E-mail: union4@umtuf.odessa.ua
www.umtuf.odessa.ua
для связи в нерабочее время и SMS: +380637353012
или городской номер (048) 735 30 12