Фото: РПСМ |
Фрахтователи отказываются заключать договоры на аренду судов, которым предстоит смена экипажа, или требуют отсрочить ее, чтобы избежать связанных с ней серьезных расходов и оплаты возможных задержек, передает РПСМ.
Подобная тенденция, которую подтвердил ряд судовладельцев, брокеров и влиятельных отраслевых источников, особенно усугубилась в последние недели, что объясняется появлением новых штаммов коронавируса, связанных с этим новых ограничений и быстро меняющихся требований в портах. К тому же в судоходной отрасли нарастает беспокойство, что требования к вакцинации моряков создадут нарушения графиков поставок и длительные задержки судов. Сами фрахтователи отрицают, что блокируют подписание договоров, утверждая, что сотрудничают с компаниями и поддерживают программы, направленные на защиту интересов моряков.
Представители отрасли опасаются, что попытки фрахтователей избежать дополнительных расходов усугубят кризис смены экипажа, который продолжается уже 11 месяцев, как раз тогда, когда совместными усилиями участников отрасли удалось добиться частичного ослабления нагрузки на экипажи. «Мы все чаще сталкиваемся с ситуациями, когда фрахтователи, прежде чем заключить договор фрахта, интересуются, планируем ли мы произвести смену экипажа во время рейса и когда она была в последний раз», – рассказал генеральный директор крупной судовладельческой компании. Бывали и случаи, когда фрахтователи просили отсрочить смену экипажа до окончания срока договора фрахта.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Моряк, проведя на борту танкера 13 месяцев, повесился
На подобное поведение судовладельцы жалуются уже несколько месяцев, однако проблема достигла критической точки. Сегодня единичные случаи стали обычной практикой, особенно в балкерном секторе, а фрахтователи до подписания договора аренды судна впрямую настаивают на том, чтобы им не пришлось производить смену экипажа.
«Они не обязательно ставят это условие – отказ производить смену экипажа – в письменной форме, а действуют хитрее: просто не заключают с вами договор, – рассказал один из ведущих агентов по фрахтованию судов с многолетним опытом работы на рынке сухогрузов. – В их действиях нет человечности, никаких исключений. Что бы они ни говорили публично, на самом деле их ничего не волнует. Зачастую именно крупные фрахтователи настаивают на самых жестких пунктах договора. Никто, абсолютно никто не проявляет никакого уважения к морякам». По словам специалиста, на рынке нет ни одной фрахтовой компании, которая бы проявила гуманность в этом вопросе.
Lloyd’s List обратился к нескольким крупным фрахтователям за комментариями по этому поводу, однако большинство из них отказалось напрямую отвечать на вопросы об отклоненных договорах фрахта. Одним из немногих исключений был Рашпал Бхатти, вице-президент BHP по морскому транспорту.
«Абсолютная неправда, что с судами, которым предстоит смена экипажа, отказываются заключать договоры аренды, – утверждает он. – Компанию BHP очень заботит благополучие моряков. Нас особенно волнует все, что касается вводимых во многих странах мира из-за страха распространения коронавируса ограничений, которые препятствуют возвращению моряков домой. Судовладельцы, технические менеджеры и фрахтователи объединились, чтобы найти решения, в результате которых ни одно судно в цепочке поставок BHP не нарушит максимально допустимый срок работы моряка на борту судна в 11 месяцев, установленный Конвенцией о труде в морском судоходстве. BHP очень тесно сотрудничает со своими стратегическими партнерами, чтобы не только гарантировать соблюдение прав моряков, но и сделать для членов экипажей больше».
В заявлении компании Rio Tinto говорится, что их цель – поддерживать судоходную отрасль и права моряков, от которых она зависит. «Это требует сотрудничества между судовладельцами, которые нанимают моряков, фрахтователями и региональными портовыми властями в отношении прозрачности информации и гибкости графиков, что способствует безопасной смене экипажей в течение 12-месячного периода и в соответствии с одобренными Международной морской организацией руководствами».
Однако в неофициальных беседах представители нескольких фрахтователей признали, что некоторые их коллеги намеренно избегали заключения договоров в отношении теплоходов, которые в последнее время не меняли экипаж. Также они подтвердили, что в последнее время ситуация усугубилась из-за новых штаммов вируса и связанных с этим более жестких ограничений в портах.
Грант Хантер, руководитель отдела составления контрактов Балтийского и международного морского совета (BIMCO), сказал, что в ряде случаев можно понять нежелание части фрахтователей сотрудничать с судами, у которых, учитывая текущую ситуацию в мире, могут возникнуть длительные задержки со сменой экипажа. «Я могу понять возникшую в этой связи напряженность – с точки зрения фрахтователей, смена экипажа никогда не была их обязанностью, – прокомментировал он. – Теперь же получается, если они не вносят свой вклад в расходы и мирятся с длительными задержками, то они – плохие».
Несмотря на официальные заявления фрахтователей о поддержке судовладельцев в вопросах, связанных с организацией смены экипажа, проблема отказа от аренды судов, которым предстоит сменить экипаж, неоднократно поднималась ассоциациями судовладельцев в ходе встреч, в которых принимали участие профсоюзы, объединения судовладельцев и различные международные организации.
В конце января Глобальный морской форум, участниками которого являются многие крупнейшие фрахтователи мира, официально представил Декларацию Нептуна, задача которой – облегчить смену экипажей, несмотря на ужесточения правил, которые снова принимаются во многих странах мира из-за угрозы распространения новых штаммов Covid-19. Одной из ключевых целей декларации, подписанной несколькими значимыми фрахтователями, а также большинством крупных отраслевых организаций, является расширение сотрудничества между судовладельцем и фрахтователями для облегчения смены экипажа.
«Неужели во второй год пандемии коронавируса мы действительно спорим о том, что важнее – контракт или мораль? – возмущается Стивен Коттон, генеральный секретарь Международной федерации транспортных рабочих. – Такое поведение недопустимо. Фрахтователям необходимо пойти навстречу судовладельцам, иначе моряки будут продолжать страдать из-за их недальновидности».