вторник, 15 января 2019 г.

Обращение к морякам: не рискуйте жизнью!

Фото: Работник Моря
Трагедия с сухогрузом Volgo-Balt 214, унесшая жизни шестерых членов экипажа, широко обсуждается в прессе и на профильных морских форумах. Напомним: судно 1978 года постройки не выдержало штормовых волн, разломилось надвое и затонуло, передает Работник Моря.

Шестеро моряков, четверо из которых – украинцы, погибли. Большая часть комментариев по поводу трагедии сводится к простой мысли: суда, возраст которых достигает полувековой отметки, давно должны быть списаны. Между тем, сухогрузы «река-море» такого типа, которые «в народе» иногда называют «жабодавы», продолжают работать. А значит, жизнь членов экипажа, работающих на этих сухогрузах, находится под постоянной угрозой. Что можно изменить? И могут ли повлиять на ситуацию сами моряки? «Работник моря» уверен: да, могут. В том случае, если будут помнить о своих правах и о том, что для их защиты в Украине работают профсоюзы.

Не так давно в Федерацию морских профессиональных союзов Украины (ФМПСУ) обратились члены экипажа сухогруза EFA, стоявшего в порту города «Белгород-Днестровский (Украина). Судно для перевозки генеральных грузов EFA, DWT=2.907, построено в 1972 году, ходит под флагом Вануату. Принадлежит и управляется компанией Rosendal Trading SA (Турция). В заявлении на имя председателя ФМПСУ моряки рассказали о критически плохом состоянии судна. В частности, среди основных технических недостатков, угрожающих безопасности судна и экипажа, были перечислены отказ мотора и нерабочие компасы правой шлюпки; требующий ремонта магнитный компас судна; выход из строя гирокомпаса; трещина в топливном баке правого борта, через которую топливо попадает в балластный танк.

Рассказали моряки и о том, что гидравлика при каждом открывании рвет проржавевшие трубы, а в балластных танках есть дыры, их количество растет при ударах волн о борт.
Кроме того, члены экипажа сообщили о проблемах со снабжением, в том числе питьевой водой, а также о том, что на судно моряки добирались за свой счет. Имели место и такие факты, как распоряжение машинной команде чистить топливные танки бесплатно, с нарушениями техники безопасности.
В заявлении экипаж судна требовал списания в порту Белгород-Днестровский, выплаты заработной платы в полном объеме на момент списания, компенсации за досрочное расторжение контракта по вине судовладельца и компенсации по выплате зарплат в полном объеме согласно требованиям Конвенции Конвенцию о труде в морском судоходстве (MLC 2006).

После обращения моряков ФМПСУ передала информацию о техническом состоянии судна в Морскую администрацию.
Реакция была оперативной: на борт судна очень скоро поднялись для проверки инспекторы PSC (Port State Control – контроль государства порта). То, что предстало их глазам, вы можете увидеть сами на фотографиях, которые мы прилагаем к материалу. Помимо ржавых труб и полусгнивших деталей, впечатляет внушительный портрет Сталина в каюте капитана.
По итогам проверки судно было задержано для устранения неисправностей. А через десять дней, после получения разрешения регистра на разовый переход, сухогруз EFA ушел на ремонт в порт Ялова (Турция). Четыре члена экипажа: капитан и старший механик, оба – граждане Азербайджана, а также повариха и электрик из Украины, остались на борту сухогруза. Профсоюз добился того, что 8 членов экипажа, граждан Украины, которые пожелали списаться, были списаны. Все они получили полную выплату зарплаты и компенсацию (морякам выплатили недостачу по шкале Международной организации труда-МОТ). А главное – остались живы.

Руководитель ФМПСУ Максим Слюсаревский в связи с этой историей еще раз напоминает морякам: на сайте Федерации есть «ящик жалоб», куда можно обращаться, в том числе анонимно. В случае, если вы не указываете своих имен, прилагайте к обращению фото- и видеоподтверждения. «Уважаемые моряки, не нужно бояться за свое будущее. Если вы даете информацию о реальном состоянии нарушения трудовых прав и технически неисправном состоянии судна, то мы решим эту проблему, – говорит руководитель Федерации. – Плохо другое: когда профсоюз поднимается на борт и весь экипаж судна дружно, в один голос заявляет, что все хорошо, то это означает, что из-за вашей нерешительности суда и люди дальше будут гибнуть».

Ситуация с сухогрузом EFA, по мнению Максима Слюсаревского – яркий пример того, как моряки не побоялись заявить о своих законных правах. К сожалению, нередко в таких случаях моряки, столкнувшись с проблемой, растеряны и не знают, что делать. Усугубляется это тем, что многие моряки идут в рейс без опыта, в первый раз, к тому же заплатив посреднику немалую сумму за трудоустройство. Бывает, что человек отдает полторы тысячи долларов за возможность уйти в рейс на зарплату в 600 долларов. Часто моряков запугивают судовладелец и капитан, мотивируя тем, что раз контракт подписан, то человек должен работать и молчать, потому что в противном случае он больше не сможет уйти в рейс. «Многие думают, что лучше промолчать, что все обойдется, – говорит глава ФМПСУ. – Но молчать нельзя. Заканчивается это довольно трагично, как мы видим на примере сухогруза Volgo-Balt 214 и многих других судов, затонувших в последние годы в Черном море».

Основными причинами обращения в профсоюз становятся ненадлежащие условия труда, небезопасное для плавания судно, зарплаты ниже шкалы МОТ. В любом из этих случаев, как и в ряде прочих ситуаций, связанных с угрозой жизни и здоровью, а также с нарушением условий контракта, люди должны знать: никто не имеет права запретить им защищать свои права. К слову, судовладельцы и капитаны об этом хорошо знают, и их дерзкая риторика пропадает сразу же, когда на борт поднимается профсоюз.

Опытные сотрудники профсоюзных организаций, в свою очередь, хорошо знают, как юридически грамотно построить позицию, чтобы, с одной стороны, отстоять права моряков, а с другой стороны, чтобы моряков не обвинили в неподчинении капитану.


Читайте также: Не получив зарплату, спасенные моряки обратились в прокуратуру