Фото: BlackSeaNews |
Морской эксперт Михаил Войтенко разместил на сайте Maritime Bulletin англоязычный текст официального письма, которое получили все турецкие участники рынка морских грузоперевозок. В письме, в частности, сказано: «Ref. to latest regulation came in force by the middle of March/2017, no any agency contact (such as crew change,provision/ctm delivery etc..) will be permitted by Authority to the vessels comes from any Crimea Port (Sevastapol, Kerch, Yalta, Theodosia, Evpatoria), even in transit status. Such vessels will not be allowed also to get custom clearance and/or perform discharging/loading operation in any Turkish Port».
С середины марта, согласно последним правительственным постановлениям, запрещены любые контакты с судами, приходящими из Керчи, Севастополя, Феодосии, Ялты, Евпатории и других портов оккупированного Крыма. Под запретом замена экипажа, доставка продуктов, оказание любых агентских услуг, растаможка и разгрузка. Ограничения распространяются на все без исключения порты Турции.
Стоит отметить, что еще в декабре 2016 года в СМИ появилась информация о скором открытии круизной линии Сочи-Ялта-Севастополь-Стамбул, о чем российская сторона якобы договорилась с турецкой. При этом ранее, в феврале 2016 года, было восстановлено паромное сообщение на линии Севастополь-Зонгулдак. Однако 10 марта 2017 года Турция без предупреждения перестала принимать паромы из Крыма, отправляя груз, пришедший в Зонгулдак, обратно. Запрет касался, в том числе, и турецких судов, на которых работают только граждане Турции. Официальных объяснений этому запрету так и не последовало. Вплоть до событий последней недели, когда официальный запрет распространился уже не только на паромы, но и на все без исключения суда, заходившие в Крым.
Высказывалась версия о том, что таким способом Турция оказывает давление на РФ в процессе переговоров по Сирии. Хотя есть и более простое объяснение: Анкара выступает за территориальную целостность Украины и не признает Крым российским. Об этом неоднократно за последние два года заявляли первые лица Турции, включая ее президента и премьер-министра. Косвенно эту версию подтверждает и тот факт, что суда из других российских портов не встречают затруднений при заходах в Турцию.
В феврале 2017 года в портах Крыма было зафиксировано 74 иностранных судна под флагами десяти стран. Однако все эти суда принадлежат четырем странам: России, Турции, Румынии и Египту. Доля турецких судов-нарушителей составляет 9,5% (7 судов). При этом 3 турецких судна, заходивших в Крым в феврале, включены в так называемый «сирийский черный список» финансовой разведки США Office of Foreign Assets Control (OFAC).