Фото: The Swedish P&I Club |
Например, некоторое судно ранним утром приближается к порту. Ни ветер, ни течение ему не мешают. На корме матрос первого класса готовит швартовные концы. Кормовой швартов частично пущен вокруг швартовной тумбы, бухта находится под прямым углом к направлению тягового усилия.
После того, как матрос первого класса приготовил швартовные концы, к нему присоединяется третий помощник капитана. Некоторое время они разговаривают, пока не начинается швартовная операция. Сначала на берег подаются шпринги, которые благополучно закрепляются швартовщиками на причале. Капитан находится на мостике и сбавляет обороты двигателя до нуля. Это не означает полной остановки судна, оно продолжает инерционное движение вперед. Руль положен на правый борт, поскольку судно швартуется левым бортом.
После того, как достаточно шлагов обоих шпрингов положено на судовые швартовные кнехты, бросательные концы присоединяются к обоим кормовым продольным швартовам. Старший помощник, который до этого стоял возле коллектора, идёт на корму, чтобы принять управление швартовной лебёдкой. Третий помощник отходит к кормовому ограждению возле киповой планки. Персонал на причале сообщает, что готов принять кормовые швартовы. Тогда матрос первого класса начинает опускать швартов к воде. Он стоит лицом к швартовной лебёдке и спиной к третьему офицеру. Матрос позволяет тросу вытравливаться с очень большой скоростью. Внезапно третий помощник начинает кричать.
Матрос первого класса оборачивается и видит, что третьего помощника зажало между швартовным концом и киповой планкой. Трос, который травится очень быстро, врезался ему в ногу чуть ниже колена. Скорость вытравливания настолько высока, что трос прорезал одежду и мышцы до кости, вызвав сильное кровотечение.
Старший помощник понимает, что один из швартовных концов намотался на винт, и кричит по радио капитану, чтобы тот остановил двигатель. Капитан прибегает к аварийной остановке двигателя и винт перестаёт вращаться. Третий помощник какое-то время стоит, испытывая болевой шок, потом падает на палубу. Старший помощник бежит к нему, чтобы оказать первую помощь. Тем временем капитан вызывает скорую. Устанавливаются сходни, по которым на борт поднимается бригада медиков. На то, чтобы приехать на вызов и довезти третьего помощника до больницы, у скорой уходит полчаса.
Третий помощник выжил после этого случая, но остался инвалидом и больше не смог работать в море.
Страховые компании учитывают некоторые риски, связанные со швартовными операциями, но вероятность того, что швартов намотается на винт, к этим рискам не относится. В нормальных условиях он должен держаться на поверхности воды. Но в этом случае матрос опустил трос слишком быстро, и он оказался под водой. Лопасти винта находились всего в двух метрах от поверхности, поэтому швартов намотало на винт.
Ещё одна опасность заключалась в том, что швартовный конец был частично пущен вокруг тумбы, и находился под прямым углом к направлению тягового усилия. Таким образом, зона обратного удара (snapback zone) покрывала всё пространство между швартовной тумбой и ограждением. Когда трос быстро вытравился и намотался на винт, он отскочил туда, где стоял третий помощник, хотя тот и находился вне нормальной зоны обратного удара. Всё это говорит о том, что швартовка, которую моряки воспринимают как рутинную операцию, является опасным занятием, приступая к которому следует задуматься о возможных рисках.