четверг, 30 июня 2016 г.

«До» и «после»: как моряки справляются с последствиями плена у пиратов

Фото: Clipper Group
Похищения моряков в цифрах и фактах.

Более трёх тысяч моряков побывали в заложниках у сомалийских пиратов с 2001 года. Количество моряков, похищенных за этот период по всему миру, подсчитать практически невозможно, но оно гораздо, гораздо больше. Около 40 человек удерживаются пиратами в плену на сегодняшний день. Благотворительная организация One Earth Future решила узнать, моряки и их семьи приходят в себя после похищения и возвращения домой, рассказывает Работник Моря.

Отчёт, составленный экспертами One Earth Future, основан на интервью, взятых у 465 моряков. Все они являются гражданами Индии, Филиппин и Украины – выходцы из этих стран становятся жертвами пиратов чаще всего. В число опрошенных попали 101 бывший заложник и 364 моряка, переживших нападение пиратов на судно. Специальные интервью были взяты у 38 близких родственников пострадавших.

Как показывает отчёт, моряки – крепкие парни. У большинства из тех, кто побывал в плену у пиратов, отсутствуют признаки нервного расстройства или атипичного поведения по возвращении домой. Лишь 25% страдают от посттравматического синдрома (PTSD), что негативно сказывается на их дальнейшей карьере и общем благополучии.

Чудовищная статистика: что морякам приходится испытать в плену?

По результатам опросов аналитики One Earth Future свели статистику разных типов травматического опыта, который моряки переживают в качестве заложников. Большинство сталкивается сразу с несколькими видами такого опыта. Из опрошенных моряков в плену у пиратов:
— получали угрозы смерти и казни – 87,13%;
— получали воду и пищу в недостаточном количестве или плохого качества– 80,20%;
— получали угрозы жестоких побоев – 77,23%;
— получали пощёчины, пинки и тычки от пиратов – 58,42%;
— ухаживали за товарищами по команде, получившими серьёзные ранения – 55,45%;
— были избиты с помощью подручного предмета (палки, лома или приклада огнестрельного оружия) – 46,53%;
— были подвешены за руки – 35,64%;
— пережили другие формы интенсивного физического насилия – 30,69%;
— долго содержались в изоляции от других членов экипажа – 29,70%;
— пережили смерть товарищей по команде – 26,73%;
— были вынуждены долго оставаться под открытым небом при любой погоде – 19,80%;
— были подвешены за бортом – 8,91%.

Не-попавшие в плен: опыт моряков, переживших нападение на судно.

Статистика издевательств над заложниками приводит достаточное количество причин для развития PTSD. Но плен – это не единственный вид контакта с пиратами, который может вызвать стресс. Даже благополучное прохождение вод, где велика вероятность нападения, заставляет моряков поволноваться. Не говоря уж о том, каким шоком становится само нападение даже для тех, кого не берут в заложники. Но статистика показывает, что такие неприятности моряки переносят стойко – случаи PTSD встречаются, как правило, лишь у тех, кто провёл какое-то время в плену.

Почему так происходит? Неужели нападение пиратов – это действительно такой пустяк, что моряку оно как с гуся вода? Дело в том, считают эксперты One Earth Future, что сама по себе работа в море богата разного рода травматическим опытом и зачастую связана с риском для жизни. Иногда это вызывает постоянный вялотекущий стресс, но чаще человек просто привыкает к таким условиям. На фоне обычной работы в море нападение пиратов не кажется таким уж чудовищным. Проще говоря, после хорошего шторма дуло автомата не выглядит слишком страшным.

Однако воспоминания о встрече с пиратами, даже при отсутствии PTSD, серьёзно влияют на дальнейшую жизнь и карьеру моряка. Почти все начинают осторожнее выбирать контракты, предпочитая маршруты, которые лежат подальше от опасных морей. Доходит до того, что моряки отклоняют действительно выгодные предложения, в том числе повышения, если для этого нужно идти в кишащие пиратами воды.

От деятельности пиратов страдают не только моряки, но и их семьи. Родственники заложников в один голос признают, что самое страшное в случае похищения – это неизвестность. Менее 50% семей могут сказать, что получали достаточную информацию о своих мужьях/сыновьях/отцах, попавших в плен к пиратам. Более 30% жён и мужей заложников заявляют, что понятия не имели, к кому обращаться за сведениями, если с их супругами в море что-нибудь случится. Большинство близких родственников страдают нервными и поведенческими расстройствами ещё долгое время после того, как их моряки к ним возвращаются.

Общее дело: как помочь морякам пережить плен у пиратов?

Что можно предпринять, чтобы облегчить работникам моря и их семьям стресс от контактов с пиратами? One Earth Future предлагает работать в двух направлениях – подготовка «до» и помощь «после». Моряки должны проходить серьёзный тренировочный курс, в ходе которого они узнают, как вести себя во время нападения и в плену, а также подготовятся морально к встрече с агрессивными захватчиками. Чем лучше будет эта подготовка, тем меньше последствий повлечёт за собой травматический опыт.

Помощь после инцидента следует оказывать как морякам, так и их семьям. Она должна включать в себя не только психологическую поддержку, но и программу социальной интеграции. Одна из главных задач – не просто помочь человеку оправиться от произошедшего, но и избавить его от ужаса перед возможным повторением опыта, который влияет на его карьерные решения и омрачает благополучие в дальнейшей жизни.

Для осуществления этих программ необходимо сотрудничество властей, благотворительных организаций, социальных структур и судоходных компаний. One Earth Future развивает сразу два проекта, которые подразумевают помощь морякам, пострадавшим от рук пиратов: «Океан без пиратства» и «Единая земля будущего». Более подробно с этими программами можно познакомиться здесь.