Фото: Mikkel |
Пятого августа 2010 года паром Scottish Viking направлялся в Росайт, Шотландия, из Зеебрюгге, Бельгия. В 16:30 по местному времени на вахту заступил Паскаль Миккио. В 18:10 Scottish Viking приблизился к группе небольших рыбацких лодок возле мыса Сейнт Эббс на побережье Шотландии. Матрос первого класса, исполнявший обязанности вперёдсмотрящего, заметили лодки и сообщил об этом Миккио.
Второй помощник немного изменил курс судна. Предупреждения вперёдсмотрящего поступали одно за другим, и в 18:35 курс парома был ещё раз незначительно изменён. Далее, несмотря на новые предупреждения, Паскаль больше не менял ни курс, ни скорость.
Паскаль, по мнению Службы расследования морских происшествий (MAIB), недооценил опасность столкновения с одним из судов. В частности, второй помощник не воспользовался системой автоматической радиолокационной прокладки курса (ARPA) или радаром. Он также не оценил ситуацию визуально, поскольку всё время наблюдал за происходящим на лодках в бинокль. Scottish Viking продолжал приближаться к скоплению судов.
Когда паром оказался в опасной близости от лодок, Паскаль не стал отклоняться от курса вправо, что помогло бы избежать столкновения. Вместо этого он приказал держать ближе к порту. Наконец, предупредительный сигнал был послан рыбакам всего лишь за 18 секунд до столкновения, во время которого погиб 16-летний Дэниэл Макнейл, член экипажа рыболовного судна Homeland.
Брат погибшего, Джозеф Макнейл, в день происшествия тоже был на борту Homeland. Около семи вечера он чинил сети, когда услышал сигнал тревоги с соседнего рыболовного судна Achieve. Тут же ожила рация, по которой с ним связался шкипер. Джозеф выглянул из рубки и увидел Scottish Viking за секунду до столкновения.
Когда Homeland пошла ко дну, Джозеф и Дэниэл взобрались на крышу рубки, но вскоре всё равно оказались в воде, потому что лодка тонула очень быстро. Экипаж соседнего судна Serene y Don бросил Джозефу спасательный круг, но Дэниэла уже нигде не было видно.
«Столкновения можно было избежать, – полагает Алан Марш, офицер береговой охраны, расследовавший происшествие. – Непонятно, почему второй помощник делал то, что делал. Он так и не объяснил внятно причины своих действий».
Миккио было предъявлено обвинение в непредумышленном убийстве, которое стало результатом его несвоевременных и неэффективных действий. Но Паскаль признал себя виновным только в нарушении параграфа 58 Закона о торговом мореплавании 1995 года. Его адвокат, Дороти Бэйн настаивала на денежном штрафе вместо тюремного заключения, приводя в качестве аргумента искреннее раскаяние клиента.
«Он до сих пор пытается осознать происшедшее, – отметила она. – Сложно передать словами степень его раскаяния и сожаления».
Максимальный срок заключения, допустимый в подобном деле, составляет два года. Верховный суд в Эдинбурге приговорил Маккио к двенадцати месяцам, но впоследствии сократил срок до восьми, учитывая искреннее раскаяние и обвиняемого и отсутствие у него судимостей.