суббота, 17 декабря 2016 г.

Крюинг. Почему вопросов больше, чем ответов?

Фото: «Одесская жизнь»

Скопировано с сайта http://odessa-life.od.ua
Более двух лет назад для ускорения решения возникающих проблем и реализации актуальных задач крюинговые компании создали Ассоциацию «Всеукраинское объединение крюинговых компаний» («ВОКК»). Несмотря на столь короткий срок, членам ассоциации и, прежде всего, ее генеральному директору, капитану дальнего плавания Вячеславу Кисловскому удалось «пробить» в столичных коридорах решение многих важных для жизнедеятельности крюинга вопросов, передает информационно-новостной городской портал «Одесская жизнь».

Тем не менее, и сегодня многие из них вследствие некомпетентности чиновников, живучести коррупционных тенденций и бюрократических препон, остаются нерешенными. Именно поэтому по инициативе членов «ВОКК» было решено провести Первый национальный форум украинского крюинга, который состоялся в Одессе 15 декабря 2016 года.

Когда начнет работать МАУ?

Сегодня главная задача для украинского крюинга — добиться создания в рамках проводимого реформирования транспортной отрасли Морской администрации Украины (МАУ). В последнее время не раз говорилось о необходимости такого полноценного органа, обладающего широкими полномочиями. Вроде бы шаги в данном направлении уже предприняты и осталось дождаться, когда МАУ начнет работать.

— Морская администрация нам крайне необходима для решения целого комплекса застарелых проблем, — говорит капитан дальнего плавания, коммерческий директор компании «Ольвия меритайм» Александр Сагайдак. — Например, такой, как объективная и качественная оценка знаний моряков. Мы давно предлагали внедрить для этого унифицированную электронную программу и наконец-то нас услышали. Несколько дней назад Инспекция по вопросам подготовки и дипломирования моряков объявила о начале приема документов, представленных кандидатами на подтверждение квалификации в Государственную квалификационную комиссию(ГКК), присылаемых только в электронном виде.

Кроме этого, рекомендуется внедрить еще и систему электронного тестирования. После его результатов экзаменатор при необходимости может задавать кандидату уточняющие вопросы.

— Убежден, что это единственно приемлемый для всех вариант — только так можно избежать субъективности в оценке, — говорит Александр Сагайдак. — Кстати, наши коллеги в своей практике сталкивались со случаями, когда моряк, много лет отработавший в иностранной компании, проваливал экзамены из-за того, что он просто не понравился экзаменатору.

В ходе реформирования системы обучения и подготовки моряков случаются, увы, и перегибы. В свое время отменили пятилетние пересдачи экзаменов для рядового состава флота, а взамен ничего нового не предложили, вообще освободив матросов и мотористов от прохождения экзаменов. В результате сегодня, даже не пройдя трехмесячных курсов, можно «купить» в тренажерном центре документы, на основании которых служба капитана порта выдаст диплом с гербом Украины и грифом Мининфраструктуры. Остается лишь гадать, чем руководствуются госорганы, беря на себя такую ответственность. Как можно человека, ни разу не выходившего в море, допускать к столь опасной и ответственной работе за пределами страны? Вот и получается, что отменив экзамены, чиновники, как уже не раз бывало, «с водой выплеснули ребенка».

Работают ли тренажерные центры?

По-прежнему немало вопросов к организации учебы и подготовки морских кадров. Сегодня в Украине много тренажерных центров, имеющих свое оборудование. Но бывает, что центры попросту арендуют такое оборудование и используют его для «показухи», демонстрируя при проверках договора аренды, а в действительности никакого обучения не проводится.

— Мне доводилось несколько раз бывать в тренажерном центре Warsash в Саутгемптоне (Англия), — рассказывает Александр Сагайдак. — Моряки там проходят всестороннюю обязательную подготовку для работы на море, отрабатывают всевозможные нештатные ситуации. И никому там даже в голову не приходит, чтобы, оплатив обучение, моряк отказался от него. Но у нас в Украине люди пренебрегают своей безопасностью, считая работу на море заурядным, обычным делом. А потом, любыми правдами и неправдами «пробравшись на флот», своими безграмотными и опасными действиями ставят под угрозу жизнь целых экипажей.

В Одессе и других портах Украины уже действуют тренажерные центры, которые дают гарантию качественной подготовки. Если моряка, прошедшего в таком центре подготовку, списывают за некомпетентность, то центры компенсируют компании финансовые затраты. Кстати, Ассоциация «ВОКК» проводила среди моряков опрос по качеству подготовки в тренажерных центрах и на его основе подготовила перечень, который есть смысл обнародовать.

Профотбор — по «договоренности»?

Остаются вопросы и к работе медицинских центров, в которых моряки проходят медкомиссию. Компания «Ольвия меритайм» уже много лет работает с несколькими признанными сертифицированными медицинскими центрами.

Большинство иностранных судовладельцев имеют свои списки медицинских центров, разрешенных и одобренных так называемым Клубом взаимного страхования — P&I Сlub. И это самый правильный подход, ведь страховщики берут на себя обязательства по компенсации ущерба, нанесенного имуществу, жизни и здоровью людей. Поэтому они проверяют медицинские центры, выдают им свой сертификат и требуют, чтобы моряки проходили медкомиссию только в таких сертифицированных учреждениях. И большинство украинских крюинговых компаний работает только с ними. И все же часто многие моряки (особенно те, у кого проблемы со здоровьем) «покупают» профотбор, чтобы любым способом уйти в рейс, а потом попадают в сложные ситуации.

— Я не устаю морякам повторять, что судовой страховой полис — это медкомиссия, которую они обязаны пройти, — говорит Александр Иванович. — Ведь если на судне произойдет какое-то ЧП и выяснится, что матрос «купил» медосмотр, то это чревато очень серьезными последствиями. Конечно, человека с серьезными травмами и увечьями без медицинской помощи в море не оставят, он будет отправлен домой, но на этом его морская карьера и оплата лечения закончатся. Так стоит ли так рисковать?


Дерегуляция или профанация?

Сегодня много разговоров о проводимой в Украине дерегуляции. Но, к сожалению, никакой отмены или сокращения государственного регулирования бизнеса в реальности не происходит.

— Несколько дней назад мы направляли в Минсоцполитики пакет документов на моряка, так как у нас появились новые партнеры, оперирующие пятнадцатью балкерами, — рассказывает Александр Сагайдак. — Так нам сто листов документации пришлось готовить. Причем у этих партнеров каждое судно зарегистрировано на отдельную компанию. И если мы будет отправлять специалиста на другое судно, то придется еще сто листов отправлять. Уверен, что в Минсоцполитики никто читать все это не будет. О какой же дерегуляции можно говорить? Просто профанация работы.

Отдельная тема — проверка легитимности документов моряка. Отметим, что одно из достижений «ВОКК» в том, что сегодня запрос крюинговой компании обрабатывается в Государственном реестре документов моряков Украины за три дня — это очень хорошо. Но, с другой стороны, расценки на эти услуги подняли в пять раз!

— Расценки повышаются, но договоры не заключаются, — поясняет директор компании «Ольвия меритайм» Сергей Майданюк. — Причем недавно из Госреестра в адрес компании пришло письмо, извещавшее, что с 1 января 2017 года произойдет очередное повышение тарифа. Сообщается также, что в связи с изменением тарифов, они прекращают действие договора. Наверное, в него хотят внести какие-то изменения. Когда я связался с сотрудником Госреестра и попросил проект нового договора, то он заверил меня, что до 15 декабря мы договор получим и какой-либо паузы в предоставлении их услуг не возникнет. Верится в это с трудом — нет никаких гарантий, что у нас не будет проблем с проверкой легитимности документов моряков. Кстати, когда запрос в Госреестр направляет иностранная компания, то чиновники ведомства без промедления ибесплатно выдают ответ.

— У нас нередко возникают «патовые» ситуации— когда надо проверить достоверность документов моряка, а ждать три дня мы не можем. Поэтому мы обратились в Киев с предложением открыть реестр плавсостава, чтобы каждая компания имела туда доступ и перед отправкой моряка на судно могла оперативно проверить достоверность его документов. Но пока нам не идут навстречу и это еще один аргумент в пользу создания МАУ, с помощью которой мы сможем решить эту проблему, — говорит Александр Сагайдак. — Кроме того, в Украине нет системы проверки опыта моряка, что тоже очень важно. А ведь есть компании, которые живут за счет того, что «рисуют» липовый опыт. У меня был случай, когда из десяти приглашенных на должность матроса второго класса все десять человек оказались с фальшивым опытом. Создание единого открытого реестра моряков решило бы многие проблемы.

О паспортах моряка

Еще одна проблема, которая совсем скоро должна быть решена — выдача удостоверений личности (паспортов) моряка. Уже принято решение, что они будут выдаваться в сжатые сроки и будут действительны десять лет. Кроме того, в паспорте увеличат количество страниц. Но пока все остается по-старому и непонятно, почему обычный загранпаспорт могут выдать за десять дней, а для получения паспорта моряка требуется гораздо больше времени. При этом чиновники ссылаются на массу нормативных документов, необходимость проверки личности, как будто при выдаче загранпаспорта человек ее не проходит. Тем более что сейчас по одному лишь удостоверению моряка никто не может выехать за границу, хотя раньше это можно было сделать.

Александр САГАЙДАК, коммерческий директор компании «Ольвия меритайм»:

— Нашей Ассоциации «ВОКК» надо добиться отмены всех чиновничьих регулирующих функций, ведь у нас сейчас все настолько «зарегулировано», что невозможно нормально работать. Такого нет ни в одной цивилизованной стране, и даже у наших соседей в Польше, Болгарии и Румынии компании свободны от жесткого бюрократического надзора. Например, в Польше компания благодаря наличию зарегистрированного сертификата, дающего ей право заниматься крюингом, получает напрямую от правительства страны самую свежую информацию, а государство оказывает ей законодательную и консультационную помощь. Такой опыт неплохо было бы перенять и в Украине.